Investment Message from the Governor

Dear colleagues!


Today, we are adapting to the new economic conditions, acting in a regime of permanent changes, ensuring the balance of the budget, social stability and economic development. For the first time in history the total volume of the regional budget exceeded 100 billion rubles. Measures of support of the real sector of the economy, specifically, agriculture, small and medium-sized businesses, as well as enterprises engaged in import substitution, are provided in the main financial document of the region. We are faced with the task of determining ways to ensure the flow of investment, improve the efficiency of the regional economy, see new «points of growth» in the development of the Altai Territory.


Investment activity is the basis of economic development of any region. Despite the unstable economic situation in 2015-2016, during the last twelve years there have been positive changes in investment activity indicators; as a whole, during the investment period they grew by 34.7%, the total amount in current prices was about 700 billion rubles.


It is gratifying that real sector, being the basis of the economy of the region, forms about half of the gross regional product, has been adapted to the new conditions of the last two years earlier than other spheres . The enterprises of agriculture, mining and manufacturing showed a steady increase in investments in fixed capital in 2016, more than 1.5 times. During the current year there is a positive dynamics of investments in fixed assets in a full range of enterprises: for 9 months the volume index was 105.0%. The total volume of investments in fixed assets for the year is estimated at 80.7 billion rubles, or 101.8% against the level of the previous year.


According to our authority we must consolidate this trend and offer investors the most comfortable conditions: modern legislative support for investment activities, new types of financial support for investors, prepared investment platforms, simple and understandable forms of interaction between business and the state.


I will dwell on the results of the National Rating of the Investment Climate in the Constituent entities within the Russian Federation in 2017. The improvement of the region`s rating by 20 positions and the entry into the top thirty regions with the most favorable business conditions is the result of joint actions of the authorities, including territorial administrations of federal authorities, local governments, development institutions, business associations in solving complex tasks of creation of comfortable conditions for the development of investment activities. The positive results of the implementation of the regional investment policy of the current year do not reduce the priority of the tasks we face with for the further development of the investment climate in the region.


An important trend in the region's investment policy today is the implantation of best practices for creating a favorable investment climate on the basis of 12 strategic models developed by the Agency and approved by the Government of the Russian Federation to simplify business procedures and increase investment attractiveness. Guided by them, the executive authorities created «road maps», established targets and key areas of work. They touched upon such important business procedures as obtaining a permit for building, registering the rights for property and placing it on cadastral records, exercising control and supervisory activities, supporting small and medium-sized businesses, and other. The overall percentage of target model activities realization by the Altai Territory after eleven months was 88%, we are among the leaders in Siberia.


Heads of the relevant executive bodies bear personal responsibility for the implementation of activities envisaged by the corresponding «road maps» of the introduction of target models. I stress the need of improvement of the regulation work and increase the efficiency of interagency cooperation. In the current year, local authorities received 9.8 million rubles from the regional budget to complete work on approving the documents of territorial planning, though such documents have not been adopted in a number of municipalities yet.


At the same time, I believe that in the near future, special attention should be focused on increasing the share of public services in electronic form, reducing the time for obtaining a building permit, connecting to engineering infrastructure facilities, creating a complete list of territorial planning documents and urban zoning in all municipalities where this is provided for, timely submission of information about the borders of the region, municipalities and settlements to the Unified State Register of Real Estate.


Taking into account the simultaneous passing of the procedures, we shortened the time for obtaining a permit for the construction of a standard facility from 230 (in 2014) to 90 days (in 2016), and the maximum period for connecting consumers to electricity (up to 150 kW) - up to 135 days with 4 procedures, 4 (decrease in comparison with 2014 for 45 days and 6 procedures).


We expect to reduce the time of:

setting the land for cadastral registration up to 38 days;

state registration of ownership rights up to 7 days;

connection to gas supply networks up to 135 days;

connection to the heat supply infrastructure, water supply and sanitation up to 256 days.

This should be an unconditional priority when implementing the corresponding «road maps».


As before, the determining factor of the region's effective investment policy is the quality of regional investment legislation. Legal acts that regulate the investment process need to be worked out more carefully. Anything that restricts, hinders, slows down should be excluded, but within a framework that does not contradict federal legislation. In 2014, the law «On Investment Activities in the Altai Territory», which ensured the guarantees of investors' rights, was adopted. During the past period, the law has been further developed, expanding the rights of investors, primarily in terms of state support. A year ago (August 11, 2016) the law of the Altai Territory came into effect, simplifying the access of investors to land plots. Today, thanks to it, work is already underway on two investment sites. The volume of foreign investment in these projects will exceed 1 billion rubles. Both facilities will be put into operation next year. Currently, a number of projects in the field of industrial production claim a similar form of support.


The work to improve the regional legislation in the field of investment activity is ongoing, there are already a number of developments related to the provision of the necessary investment sites with infrastructure. Until the end of next year, we plan to make additions to the relevant regulatory legal acts.


In conditions of restricting the access of enterprises to cheap credit resources, their investment activity decreases, which affects the social and economic development of the regions. In this regard, the issue of establishing a regional development fund is under consideration.


Despite the rigid conditions for the formation of the budget of recent years, we have maintained along with the support of the regional leasing fund, the Altai Micro Fund, the Altai Guarantee Fund, direct regional forms of financial support for investors in the form of subsidies for interest rates on loans, property tax and other forms.


In the past and current year, the basis for cooperation with the federal development institutions was established - the Mono-Towns Development Fund, the Industrial Development Fund, the Federal Corporation for the Development of Small and Medium-sized Enterprises and the Russian Export Center, with which cooperation agreements have been concluded. Today we can already talk about their practical implementation.


In May of this year, the Mono-Towns Development Fund signed an agreement on co-financing the costs of reconstruction of the infrastructure facility - an automobile road in the industrial zone of the city of Zarinsk. The volume of financing from the Fund during 2017 - 2018 for these purposes will be up to 48 million rubles. Reconstruction works of the infrastructure facility and the construction of the plant will be synchronized and in accordance with the schedule should be fully implemented by the end of next year.


I believe that local government bodies and executive authorities of the region, together with public associations, need to maximize the opportunities for raising funds from federal development institutions.


The interest of business to the Industrial Development Fund is expanding. An example of establishment of effective interaction with this Fund is JSC «Altai Precision Products Plant» project, which resulted in the provision of a soft loan to the company in the amount of 300 million rubles, and JSC BMK «Melanzhist Altai», whose application was approved by the Expert Council in amount of 300 million rubles.


Additional financial opportunities for investors` support are provided according to cooperation with JSC «Federal corporation for the development of small and medium-sized businesses». As at September 11, 2017, according to the «Program 6.5», loans total 927.9 million rubles were approved for financing 29 business projects in the region.


The current topic of the year is the creation of priority social and economic development areas (PSEDA) within the mono-towns of Zarinsk and Novoaltaysk. Appropriate applications for the establishment of PSEDA in these single-industry towns have been formed and sent to the Ministry of Economic Development of Russia. Providing significant benefits for the investor in the profit tax, property tax, insurance premiums and their connection with state support of the mono-towns, the development fund will have a cumulative effect and will provide these single-industry towns the opportunity to become the epicenters of investments. It is necessary to maximize the usage of this tool for the development of these mono-profile towns. Our entire and foreign investors evaluate the processes of the creation of such territories attentively, so the task of all executors is to become more involved in the active work.


Taking into account that since April 2018 federal legislation will allow creating of PSEDA not only in the territory of single-industry towns, it is also necessary to assess the possibility of their creation in other territories of the region.


We expect a significant expansion of the practice of applying the mechanism of public-private partnership in the coming years. All conditions and prerequisites for this already have been created: federal and regional legislation has been formed, and responsible structure has been identified at the regional level. Now we need to prioritize correctly, directing the main efforts to work in the social sphere and housing and communal services. The next year the Government of the Altai region, taking into account the opinion of municipalities, needs to form a detailed list of project initiatives in the public-private partnership sphere, discuss it publicly and, having determined with pilot projects, to launch competitive procedures.


In addition, I consider the modernization of municipal engineering communications by concluding concession agreements as a promising direction of public-private partnership. The specialized agencies need to study in details the experience of concluding the agreements on heat supply facilities in Rubtsovsk and, if it is possible and expedient, to extend this practice to other territories of the region.


Solution of a complex of tasks to improve the investment climate and attract investments is impossible without the active participation of municipalities. However, practice shows that there is often no understanding yet: what, when and how to develop, how important is the professional interaction with investors and quick response to their appeals. It is necessary to improve the institution of investment commissioners.


It is advisable, with the assistance of representatives of the expert community, experts from the regional development and business institutions, to organize and implement in the municipalities a pilot project of «Control Purchase» aimed at checking the efficiency and quality of work with potential investors, and subsequently, as a result of its spread throughout the region, take into account the results when drawing up the investment rating of municipalities.


Also, local authorities, in conjunction with the relevant executive authorities of the region, need to conduct a detailed audit of investment sites.


An important direction of the region`s development is the creation of such branches of the regional economy, which are able to form principally new capacious sales markets already in the medium-years term. Intensive introduction of innovative technologies makes it possible for enterprises of traditional industries of the region and small innovative companies to integrate into commodity flows on the basis of available competencies. It is necessary to focus on the state support of enterprises engaged in the production and processing of agricultural raw materials, precision farming, biotechnology, pharmaceutics, chemistry and new materials, information systems and technologies, alternative energy and energy conservation, precision engineering and additive technologies.


A key role in the formation of the sufficient competencies for the effective functioning of the regional economy is played by highly qualified personnel. The main areas of our work in this sphere are personnel training for modern industry, agriculture, infrastructure facilities, providing the innovative component of the economy with personnel, creating opportunities for continuing education and retraining, creative education, preservation and development of talents in the region. The profile ministries need to continue active interaction with universities and secondary specialized educational institutions, pay special attention to the formation of professional standards and approaches to training.


Creating a comfortable business environment is a priority and an urgent task. Recognizing that an entrepreneur is the most important participant in the process of creating an effective economy, the executive authorities of the region should make every effort to ensure that entrepreneurial comfort in all spheres and directions is a reality. Regional authorities are open to dialogue and are oriented towards equal partnership with business.


Executive authorities of the region need to work out a mechanism to accompany investment projects, primarily initiated by companies in the region, I think it is necessary to take into account and provide the maximum possible support under the current legislation for each such project. We will be able to realize the most ambitious investment projects for the benefit of the Altai Territory and its residents only through well-coordinated and high-quality work.


Summing up, I would like to note that the fulfillment of all the outlined tasks will allow to create effective interaction between business and the state in order to build a competitive economy of the Altai Territory with development rates outstripping the average Russian.

© 2018 Altai Krai Administration.
Altai Krai Chief Administrative Department of Economics and Investments
At full or partial use of materials reference is obligatory

Инвестиционное послание Губернатора

Инвестиционное послание Губернатора Алтайского края, Председателя Правительства Алтайского края Александра Карлина

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы адаптируемся к новым экономическим условиям, действуя в режиме постоянных изменений, обеспечиваем сбалансированность бюджета, социальную стабильность и экономическое развитие. Впервые за всю историю общий объем регионального бюджета превысил 100 млрд. рублей. В главном финансовом документе региона предусмотрены меры поддержки реального сектора экономики, в частности сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, а также предприятий, занимающихся импортозамещением. Перед нами стоит задача определить, как обеспечить приток инвестиций, повысить эффективность региональной экономики, увидеть новые «точки роста» в развитии территорий Алтайского края.


Инвестиционная деятельность является основой экономического развития любого региона. Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в 2015-2016 годах, на протяжении последних двенадцати лет отмечаются положительные изменения показателей инвестиционной активности; в целом за период инвестиции выросли на 34,7%, общий объем в действующих ценах составил около 700 млрд. рублей.


Отрадно, что раньше других к новым условиям последних двух лет адаптировался реальный сектор – основа экономики края, формирующая около половины валового регионального продукта. Предприятия сельского хозяйства, добывающей и обрабатывающей промышленности показали уверенный рост капитальных вложений − в 2016 году более чем в полтора раза. В течение текущего года наблюдается положительная динамика инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий: за 9 месяцев индекс физического объема составил 105,0%. Общий объем инвестиций в основной капитал по итогам года оценивается в объеме 80,7 млрд. рублей, или 101,8% к уровню прошлого года.


Мы должны закрепить эту тенденцию и предложить инвесторам максимально комфортные условия в рамках наших полномочий: современное законодательное обеспечение инвестиционной деятельности, новые виды финансовой поддержки инвесторов, подготовленные инвестиционные площадки, простые и понятные формы взаимодействия бизнеса и государства.


Остановлюсь на итогах Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2017 году. Улучшение на 20 позиций положения края и вхождение в первую тридцатку регионов с самыми благоприятными условиями ведения бизнеса – это результат совместных действий органов власти, включая территориальные управления федеральных органов власти, органов местного самоуправления, институтов развития, предпринимательских объединений в решении непростых задач по созданию комфортных условий для развития инвестиционной деятельности. Положительные результаты реализации региональной инвестиционной политики текущего года не снижают приоритетности задач, стоящих перед нами, по дальнейшему развитию инвестиционного климата в крае.


Важным трендом инвестиционной политики региона на сегодняшний день является внедрение лучших практик создания благоприятного инвестиционного климата на основе разработанных Агентством стратегических инициатив и утвержденных Правительством Российской Федерации 12 целевых моделей по упрощению процедур ведения бизнеса и повышению инвестиционной привлекательности. Руководствуясь ими, органы исполнительной власти составили «дорожные карты», определили ключевые направления работы и целевые показатели. Они затронули такие значимые для бизнеса процедуры, как получение разрешения на строительство, регистрация прав на имущество и постановка его на кадастровый учет, осуществление контрольно-надзорной деятельности, поддержка малого и среднего предпринимательства и другие. Общий процент выполнения мероприятий целевых моделей в Алтайском крае по итогам одиннадцати месяцев составил 88%, мы находимся в числе лидеров в Сибири.


Руководители профильных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за исполнение мероприятий, предусмотренных соответствующими «дорожными картами» в рамках внедрения целевых моделей. Подчеркну необходимость совершенствования работы по урегулированию и повышению оперативности межведомственного взаимодействия. В текущем году органам местного самоуправления направлено из регионального бюджета 9,8 млн. рублей для завершения работы по утверждению документов территориального планирования, однако до настоящего момента в ряде муниципалитетов такие документы не приняты.


При этом считаю, что особое внимание в ближайшей перспективе необходимо сосредоточить на увеличении доли предоставления государственных услуг в электронном виде, сокращении сроков получения разрешения на строительство, подключения к объектам инженерной инфраструктуры, формировании полного перечня документов территориального планирования и градостроительного зонирования во всех муниципальных образованиях, где это предусмотрено, своевременном внесении в Единый государственный реестр недвижимости информации о границах региона, муниципальных образований и населенных пунктов.


С учетом одновременного прохождения процедур нам удалось сократить срок получения разрешения на строительство типового объекта с 230 (в 2014 году) до 90 дней (в 2016 году), а предельный срок подключения потребителей к электроэнергии (до 150 кВт) – до 135 дней при количестве процедур, равном 4 (уменьшение по сравнению с 2014 годом на 45 дней и 6 процедур).


Ожидается сокращение сроков:

постановки земельного участка на кадастровый учет до 38 дней;

государственной регистрации права собственности до 7 дней;

присоединения к сетям газоснабжения до 135 дней;

подключения к инфраструктуре теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения до 256 дней.

Это должно стать безусловным приоритетом при реализации соответствующих «дорожных карт».


По-прежнему определяющим фактором эффективной инвестиционной политики региона является качество регионального инвестиционного законодательства. Нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционный процесс, нужно прорабатывать тщательнее. Все, что ограничивает, затрудняет, замедляет его в регионе, должно исключаться, но в рамках, не противоречащих федеральному законодательству. В 2014 году принят закон «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае», закрепивший гарантии прав инвесторов. За прошедший период закон получил дальнейшее развитие, расширив права инвесторов, прежде всего в части государственной поддержки. Год назад (11.08.2016) вступил в силу закон Алтайского края, упростивший доступ инвесторов к земельным участкам. Сегодня благодаря ему уже ведется работа на двух инвестиционных площадках. Объем инорегиональных инвестиций в эти проекты превысит 1 млрд. рублей. Оба объекта будут введены в эксплуатацию уже в следующем году. В настоящее время ряд проектов в сфере промышленного производства претендуют на аналогичную форму поддержки.


Работа по совершенствованию регионального законодательства в области инвестиционной деятельности продолжается, уже сейчас есть ряд наработок, связанных с обеспечением формируемых инвестиционных площадок необходимой инфраструктурой. До конца следующего года планируем внести дополнения в соответствующие нормативные правовые акты.


В условиях ограничения доступа предприятий к дешевым кредитным ресурсам снижается их инвестиционная активность, которая сказывается на социально-экономическом развитии районов. В связи с этим прорабатывается вопрос о создании фонда развития региона.


Несмотря на жесткие условия формирования бюджета последних лет, мы сохранили наряду с поддержкой краевого лизингового фонда, Алтайского фонда микрозаймов, Алтайского гарантийного фонда прямые региональные формы финансовой поддержки инвесторов в виде субсидий процентной ставки по кредитам, налога на имущество и других форм.


В прошлом и текущем годах заложена основа взаимодействия с федеральными институтами развития – Фондом развития моногородов, Фондом развития промышленности, Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства и Российским экспортным центром, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве. Сегодня уже можно говорить об их практической реализации.


В мае текущего года с Фондом развития моногородов подписано соглашение о софинансировании расходов на реконструкцию инфраструктурного объекта – автомобильной дороги в промышленной зоне города Заринска. Объем софинансирования со стороны Фонда в течение 2017 - 2018 годов на эти цели составит 48 млн. рублей. Работы по реконструкции инфраструктурного объекта и строительству завода будут синхронизированы и в соответствии с графиком должны быть выполнены в полном объеме к концу следующего года.


Считаю, что органам местного самоуправления и органам исполнительной власти края, совместно с общественными объединениями необходимо максимально реализовывать возможности привлечения средств федеральных институтов развития.


Расширяется интерес бизнеса к Фонду развития промышленности. Примером установления эффективного взаимодействия с данным Фондом является АО «Алтайский завод прецизионных изделий», результатом которого стало предоставление обществу льготного займа в размере 300 млн. рублей, и АО БМК «Меланжист Алтая», заявка которого в размере 300 млн. рублей одобрена Экспертным советом.


Дополнительные финансовые возможности поддержки инвесторов предоставляются в рамках взаимодействия с АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». По состоянию на 11.09.2017 в рамках «Программы 6,5» одобрены кредиты на общую сумму 927,9 млн. рублей для финансирования 29 предпринимательских проектов региона.


Актуальной темой текущего года является создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в границах моногородов Заринска и Новоалтайска. Соответствующие заявки на создание ТОСЭР в указанных моногородах сформированы и направлены в Минэкономразвития России. Предоставление весомых для инвестора льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество, страховых взносов и их сопряжение с государственной поддержкой Фонда развития моногородов будет иметь кумулятивный эффект и обеспечит этим моногородам возможность стать эпицентрами инвестиций. Необходимо максимально использовать данный инструмент в целях развития названных монопрофильных образований. Наши внутренние и инорегиональные инвесторы внимательно оценивают происходящие в регионах процессы, связанные с созданием таких территорий, и задача всех исполнителей – более активно включиться в работу.


Учитывая, что с апреля 2018 года федеральное законодательство позволит создавать ТОСЭР не только на территории моногородов, необходимо оценить возможность их создания в других территориях края.


В ближайшие годы мы ожидаем существенное расширение практики применения механизма государственно-частного партнерства. Все условия и предпосылки для этого созданы: сформировано федеральное и региональное законодательство, на уровне региона определен уполномоченный орган. Сейчас нам необходимо правильно расставить приоритеты, направив основные усилия на работу в социальной сфере и ЖКХ. На следующий год Правительству Алтайского края с учетом мнения муниципалитетов нужно сформировать детальный перечень проектных инициатив в сфере государственно-частного партнерства, публично его обсудить и, определившись с пилотными проектами, запустить конкурсные процедуры.


Кроме того, перспективным направлением государственно-частного партнерства считаю модернизацию муниципальных инженерных коммуникаций путем заключения концессионных соглашений. Профильным ведомствам необходимо детально изучить опыт заключения соглашений по объектам теплоснабжения города Рубцовска и в случае выявления возможности и целесообразности его применения распространить подобную практику на другие территории края.


Решение комплекса задач по улучшению инвестиционного климата, привлечению инвестиций невозможно без активного участия муниципалитетов. Однако практика показывает, что на местах зачастую пока нет понимания: что, когда и как необходимо развивать, насколько важны профессиональное взаимодействие с инвесторами и быстрая ответная реакция на их обращения. Необходимо совершенствовать институт инвестиционных уполномоченных.


Представляется целесообразным при содействии представителей экспертного сообщества, специалистов краевых институтов развития и бизнеса организовать и реализовать в муниципальных образованиях пилотный проект «Контрольная закупка», направленный на проверку оперативности и качества работы с потенциальными инвесторами, и впоследствии по итогам его распространения на все территории региона учитывать результаты при составлении инвестиционного рейтинга муниципальных образований.


Также органам местного самоуправления совместно с профильными органами исполнительной власти края необходимо провести детальный аудит инвестиционных площадок.


Важным направлением развития края является создание таких отраслей региональной экономики, которые уже в среднесрочной перспективе способны сформировать принципиально новые емкие рынки сбыта. Интенсивное внедрение инновационных технологий обусловливает возможность предприятиям традиционных отраслей края и малым инновационным компаниям встроиться в товарные потоки на основе имеющихся компетенций. Необходимо акцентировать внимание на государственной поддержке предприятий, ведущих деятельность в сферах производства и переработки сельскохозяйственного сырья, точного земледелия, биотехнологий, фармацевтики, химии и новых материалов, информационных систем и технологий, альтернативной энергетики и энергосбережения, высокоточного машиностроения и аддитивных технологий.


Ключевую роль в формировании достаточных компетенций для эффективного функционирования региональной экономики играют высококвалифицированные кадры. Основные направления нашей работы в данной сфере – подготовка кадров для современной промышленности, сельского хозяйства, объектов инфраструктуры, обеспечение кадрами инновационной составляющей в экономике, создание возможностей для непрерывного образования и переподготовки, творческого воспитания, сохранение и развитие талантов в регионе. Профильным министерствам нужно продолжить активное взаимодействие с вузами и среднеспециальными учебными заведениями, обратить особое внимание на формирование профессиональных стандартов и подходов к обучению.


Создание комфортных условий для бизнеса является первостепенной и безотлагательной задачей. Признавая, что предприниматель – самый важный участник в процессе создания эффективной экономики, органы исполнительной власти края должны прилагать максимум усилий, чтобы предпринимательский комфорт во всех сферах и направлениях был реальностью. Региональная власть открыта для диалога и ориентирована на равные партнерские отношения с бизнесом.


Органам исполнительной власти края необходимо отработать механизм сопровождения инвестиционных проектов, в первую очередь инициируемых компаниями региона, полагаю необходимым каждый такой проект учитывать и оказывать максимально возможную в рамках действующего законодательства поддержку. Самые амбициозные инвестиционные проекты во благо Алтайского края и его жителей мы сможем реализовать только благодаря слаженной и качественной работе.


Подводя итог, хочется отметить, что выполнение всех обозначенных задач позволит выстроить эффективное взаимодействие бизнеса и государства в целях построения конкурентоспособной экономики Алтайского края с темпами развития, опережающими среднероссийские.


© 2018 Правительство Алтайского края.
Министерство экономического развития Алтайского края.
При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна