DOC22: Система событийного туризма в Алтайском крае

DOC22: Система событийного туризма в Алтайском крае

За 10 лет туристическая отрасль в Алтайском крае сделала качественный рывок в своем развитии. В целом турпоток в регионе ежегодно прирастает на 10-15%. Десятки районов и городов края предоставляют туристам разнообразные услуги. О развитии событийного туризма в Алтайском крае в эксклюзивном интервью Doc22 рассказала директор АлтайТурЦентра Татьяна Сажаева.


- Татьяна Ивановна, туристическая отрасль очень обширна и включает в себя много разных компонентов. Давайте поговорим о событийном туризме в Алтайском крае.


- Чтобы продвинуть территорию и привлечь туристов на территорию – нужно провести какое-то интересное событие. При этом необходимо сделать его доступным – информационно и структурно. То есть доступным не только местным жителям, но и туристам, приезжающим на территорию.


В Алтайском крае, где 59 сельских районов и 11 городских округов, постоянно проводятся какие-то события и разные по масштабу мероприятия. Есть уже сложившиеся туристские районы – предгорная часть вместе с Белокурихой, Барнаул, степная зона. Часть районов пока не осознают себя туристскими, хотя по факту они являются транзитными туристскими, а значит, имеют дополнительный потенциал в этой сфере. Можно было бы выстраивать какую-то экономику и занятость населения именно за счет развития туристической отрасли.


Природный туризм существовал всегда. Он будет вечно развиваться, потому что многие люди хотят не только увидеть новые места, но и прикоснуться к природе, получить яркие впечатления. Это одна тема. Другая тема - как быстро привлечь туристов, особенно если сама территория не осознает, что она является туристски привлекательной.


- Приведите пример…


- Пожалуйста – Романовский район в степной зоне Алтайского края. Местные жители на протяжении многих лет активно отдыхали на соленых и щелочных озерах. Затем начали приезжать отдыхающие из других территорий – Барнаула, Кемерово, Новосибирска. Так установился туризм выходного дня. Потом началась достаточно активная информация кампания о целебных свойствах соленых и щелочных озер, рапы. Часть гостей стала оставаться на озерах на продолжительное время для получения большего оздоровительного эффекта. В 2013 году мы проводили специальный семинар для муниципалитетов по развитию туризма. Мы объясняли – чтобы большее число людей узнали о потенциале вашего района, нужен реальный информационный повод. Необходимо интересное событие и правильная информационная работа. В качестве примера мы показали участникам семинара старт летнего туристического сезона в Алтайском крае – праздник «Цветение маральника». Идея проведения праздника и само название принадлежит Александру Карлину. Многим районам именно праздник «Цветение маральника» убедительно продемонстрировал, как нужно правильно проводить мероприятие.


Справка. В настоящее время число туристических предприятий в Алтайском крае превышает 970 единиц, из которых 725 единиц – коллективные средства размещения, детские оздоровительные лагеря и сельские «зеленые» дома; 220 туристических фирм, из них 41 в статусе туроператора.


Отдых туристов обеспечивают 280 коллективных средств размещения общего назначения (гостиницы, отели, мотели, хостелы и т.д.), 43 санаторно-курортных учреждения, более 170 сельских «зеленых» домов, 163 турбаз и организаций отдыха, в летний период функционирует порядка 65 стационарных детских оздоровительных лагерей. В целом количество мест единовременного размещения в коллективных туристско-рекреационных и санаторно-оздоровительных учреждениях региона составляло порядка 50,8 тысяч, в том числе круглогодичных – 19,6 тысяч.


В 2016 году на территории края введено в эксплуатацию более 30 новых объектов размещения туристов на территории 4 городов и 12 районов Алтайского края. В настоящее время субъекты туризма действуют в 63 из 70 муниципалитетов региона.


Для Алтайского края очень важно растянуть туристический сезон, это тоже учитывается при организации событий. Понятно, что пик пляжного сезона у нас в Сибири будет приходиться на 20-е числа июня. Но сделать так, чтобы и в начале мая, и те несколько недель, которые раньше были просто провальными для туризма в регионе,  были насыщенными – это не только реально, это уже делается во многих районах края. Нужны интересные события задолго до начала сезона, в его преддверии и в конце, чтобы его растянуть. На традиционных пляжных местах (Гуселетово в Мамонтовском районе, Завьялово в Завьяловском районе) нужно организовывать и анонсировать события в самый пик, чтобы о них узнало как можно больше гостей.


- Татьяна Ивановна, но событие – это ведь не только само мероприятие. Пусть и нестандартное, интересное. Здесь должен быть целый комплекс…


- Безусловно. И мы в Алтайском крае умеем это делать. Интересное событие – это еще и уникальный инфоповод, который привлекает внимание к территории. Недавний пример: мы готовили пресс-тур для СМИ на фестиваль «330 завьяловских озер». Он начинается вечером, поэтому нужны были дополнительные инфоповоды на этот день. Мы учли, что традиционный фестиваль «Крылья Сибири» по моделированию, который раньше проводили в Бийске и Кытманово, на этот раз проходит в Ребрихе. Приглашая журналистов в этот райцентр, мы понимаем: для них это новая площадка, инициатор события может быть еще и сам не понимает, насколько оно интересно широкой публике. Ведь даже хорошо проведенное событие становится знаковым, когда его хорошо освещают, когда появляются яркие репортажи и публикации. Мы уверены – уровень подготовки фестиваля в Ребрихе позволяет не скромничать и уверенно говорить, что в Ребрихинском районе появилось новое статусное событие, которое будет привлекать туристов.


- А как формируется календарь событий? Ведь в него включены далеко не все события.


- С точки зрения тактики продвижения территорий через происходящие там события, таких мероприятий не должно быть много, чтобы человек не утонул в календаре разнообразных праздников. Я не говорю сейчас об Алтайском районе (самом популярном у туристов) – это тема отдельная большого разговора. Также как и о Белокурихе и Яровом, которым нужен свой отдельный календарь событий.


Речь о Завьяловском, Романовском, Ребрихинском районах. Я знаю и другие территории, где происходят интересные события. Например, фестиваль «Иткульское лето», перекочевавший из Зонального в Троицкий район. На излете сезона проходит бардовский фестиваль «Повалиха» в Первомайском районе – это тоже серьезное мероприятие, которое пока не воспринимается как туристское, оно ориентировано на узкую группу. Туристское событие – это событие, о котором широко известно, и к которому привлекаются деньги других регионов, которые гости тратят на нашей территории.


- В крае десятки районов, где активно развивается событийный туризм. Но ведь, наверное, есть районы, где имеется значительный потенциал, но движения нет?


- В северо-восточной части края есть территория, просто предназначенная для развития туризма – это Залесовский район. Транзитная дорога Алтай – Кузбасс открывает широчайшие возможности. Там на Чумыше останавливаются фактически все, кто въезжает на атомобиле в Алтайский край. Но у нас нет пока инициативных людей в этом районе. Специалисты АлтайТурЦентра могут приехать, чтобы рассказать и показать, как здесь можно работать с туристами. Но дальше этой работой должен заниматься кто-то на территории района. Пока у нас в этом районе только одна точка опоры – село Борисово, где действует Центр сохранения национальной мордовской культуры. Все остальное там – самодеятельный туризм, и, на мой взгляд, администрации района сейчас кажется, что на их территории туризма нет вовсе. На самом деле, он там есть, только люди приезжают со своими палатками и продуктами из крупных сетевых магазинов. Они отдохнули, оставили весь мусор и уехали. Думаю, Залесово с их дикоросами может так вкусно и необычно кормить туристов, что они будут с удовольствием и большим потоком ехать в этот район.


Таких спящих районов как Залесово у нас пока еще много, к сожалению. Потенциал есть, и он высокий, но нужны люди, которые будут этот потенциал использовать. Поэтому на форуме VISIT ALTAI в этом году управление по внешним связям, туризму и курортному делу собирало совещание специалистов из муниципальных образований, которые должны или могли бы курировать туризм. Мы с ними говорили о том, что наша задача в этом году – искать инициативных людей. Они есть: ведут группы в соцсетях, проводят какие-то мероприятия. Но они зачастую не знают, куда обратиться. А система муниципального образования пока на поддержку таких инициативных людей не ориентирована. Ведь зачастую нужны не финансовые средства, а даже в большей степени информационная и моральная поддержка.


- Это, так сказать, положение на уровне районов. А что происходит на уровне края?


- Приведу яркий пример: теперь статусное туристское мероприятие «Алтайская зимовка» начиналась как крупное мероприятие в Лебедином заказнике и как раз по инициативе губернатора края, который был уверен, что туризм – это одна из перспективнейших для Алтайского края отраслей экономики. Когда перспективность этой отрасли понимает руководство, работать значительно проще. Все переходит в ранг технических задач, вполне решаемых.


Сегодня подготовка праздника «Алтайская зимовка» состоит в том, чтобы найти инициативных людей на месте и поддержать их мероприятия. Другими словами – есть стандартная программа, которая ежегодно «обрастает» новыми идеями. Есть множество людей, которые уже активно работают, их нужно только помочь сделать их мероприятие более статусным и популярным.


Могу однозначно сказать – в Алтайском крае событийный туризм будет и дальше развиваться и радовать туристов и жителей края новыми и запоминающимися событиями.


<  Возврат к списку
© 2017 Правительство Алтайского края.
Министерство экономического развития Алтайского края.
При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна