В Алтайском крае имеются все условия для создания бизнеса придорожных услуг

Придорожный сервис – это комплексное направление развития предпринимательских инициатив в сфере услуг, направленное на обеспечение отдыха и потребностей «в пути» водителей и пассажиров, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, оказание различных информационно-развлекательных услуг.
Развитие отрасли придорожного сервиса является одной из приоритетных задач в России и в Алтайском крае: проводятся меры содействия в виде целевых программ с целью получения предпринимателями льготных кредитов и государственной поддержки в различных вариантах. Стабильно растет спрос на услуги придорожного сервиса, что свидетельствует о высоком потенциале этого направления в крае. Во всех регионах Сибирского федерального округа рынок дорожных услуг развивается за счет субъектов малого и среднего предпринимательства, исключение составляет сектор автозаправочных станций, где задействованы крупные нефтяные компании. Из всех объектов придорожного сервиса первое место занимают АЗС (25%), на втором месте – торговые точки (24%), на третьем – пункты общественного питания (21%), остальная часть распределена между местами отдыха (гостиницы, кемпинги), пунктами обслуживания автотранспортных средств, объектами культуры.
По результатам исследования, проведенного специалистами КАУ «Алтайский центр инвестиций и развития», ежегодно с увеличением пассажиропотока и, соответственно, туристического потока в Алтайском крае растет спрос на услуги придорожных объектов. По данным 2013 года, 1,6 млн. человек совершают поездки по краю и в сопредельные регионы в туристических целях. Пассажиропоток на всех автодорогах края – около 207 тысяч человек в сутки, к 2015 году он увеличится в среднем на 3% и составит порядка 234 тысяч человек в сутки.
В Алтайском крае общая протяженность федеральных и региональных дорог составляет 3296,5 км: из них на федеральные дороги приходится 618 км, а на региональные 2678,5 км. В связи с увеличением туристического потока и развитием туризма в Алтайском крае и в Республике Алтай растет показатель интенсивности движения транспорта. Годовой прирост движения транспорта на Чуйском тракте составляет 3-5%. Самая высокая интенсивность движения наблюдается на автомобильной дороге «Чуйский тракт» в пределах границ Алтайского края (6 664 авт./сут.), на втором месте по интенсивности движения автомобильная дорога «Бийск – Белокуриха» (5 784 авт./сут.), на третьем – «Барнаул – Рубцовск – граница Республики Казахстан» (5 213 авт./сут.).
В исследовании отмечено, что объекты дорожного сервиса размещены неравномерно вдоль дорог федерального и регионального значения, многие сервисы не оказывают комплексных услуг и не предоставляют их круглосуточно, на отдельных участках выражен дефицит придорожных сервисов. На одном участке наблюдается переизбыток, на другом – очень большая нехватка, (например, в сегменте комплексных придорожных сервисов, которые включают мотели, автостоянки, пункты питания и другие виды сервиса).
Поэтому автотуристические кластеры современного типа или многофункциональные зоны дорожного сервиса отвечают современным требованиям и пользуются спросом на рынке придорожных услуг. В соответствии с проектными решениями в состав данных комплексов входят места для стоянки автотранспорта; многотопливная заправочная станция; объекты общественного питания; зоны отдыха, мотель; станция технического обслуживания; пункты медицинской помощи; магазины с широким ассортиментом; автомойка и др.
Особое внимание следует уделить элементу придорожного сервиса, в настоящее время полностью отсутствующему на территории России – трак-стопам. Трак-стопы – пункты обслуживания грузового транспортного потока. Небольшие объекты состоят из стоянки, заправочного комплекса и закусочной. Трак-стопы, расположенные на трассах с высокой интенсивностью движения, могут включать в себя различные магазины, видео или TV/кинотеатры. Такие объекты могут объединять несколько независимых предприятий, работающих на одной территории. На одном трак-стопе могут присутствовать несколько фаст-фудов и магазинов с самым разным ассортиментом. Сети трак-стопов могут развиваться как самостоятельный бизнес, либо как объекты франчайзинга. Это особенно актуально в связи с тем, что в составе общего транспортного потока доля грузового транспорта достигает на отдельных участках – 60 %.
Потенциальными участниками рынка придорожного сервиса Алтайского края могут стать представители крестьянско-фермерских хозяйств (в том числе кооперативов, объединение небольших фермерских хозяйств) и предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности края. Например, в Ульяновской области власти региона совместно с немецкими партнерами реализуют отвечающие современным требованиям проекты придорожного сервиса, включающие кафе, паркинги, пункты питания, фермерские рынки.
Наиболее перспективным вариантом представляется открытие фермерами придорожных пунктов общественного питания и реализации продукции. Так, владелец комплекса «Грань Алтая» Александр Бистерфельд содержит животноводческое хозяйство, продукция которого, в том числе, направляется на нужды придорожного сервиса. При открытии придорожных кафе и ресторанов крупными торговыми сетями, в том числе владеющими автозаправочными станциями, возможна организация поставки продуктов питания, ингредиентов от крестьянско-фермерских хозяйств.
Сравнительно недавно в Алтайском крае появились крупные многофункциональные придорожные комплексы «Облепиха», «Маяк», «Грань Алтая», стоимость последнего проекта составила 180 млн рублей. Это самостоятельные объекты современного типа с развитой инфраструктурой, уже ставшие «визитной карточкой» края. В состав таких комплексов входят объекты общественного питания (кафе, рестораны, кофейни, бары), гостиницы, автосервисы, стоянки для легкового и грузового транспорта и другие сопутствующие услуги, в том числе информационно-развлекательного характера.
Стоимость реализации проектов придорожных сервисов зависит от функциональной нагрузки придорожного комплекса, видов предоставляемых услуг и площадей, отведенных под проект, приобретаемого оборудования и элементов интерьера, расположения объекта относительно участков дороги с высокой интенсивностью движения (на подъезде к городу). Создание придорожного сервиса возможно на участке с уже имеющейся инфраструктурой, например, рядом с действующими объектами придорожного сервиса, что значительно уменьшит издержки.
Стоимость строительства придорожного объекта малого бизнеса варьируется от 10 до 20 млн рублей. При сравнительно небольшой стоимости строительства инвестиционных проектов в среднем в 17 млн рублей срок окупаемости составляет 4-5 лет, что свидетельствует о высоком показателе эффективности бизнес-вложения. К таким проектам относятся: 1) строительство кафе с автомобильной стоянкой на площади 1000 кв.м.; 2) многофункциональный комплекс дорожного сервиса, включающий пункты питания, небольшую гостиницу, охраняемую стоянку, а также мелкий ремонт автотранспорта на площади 8000 кв.м.; 3) пункты технического обслуживания автомобильного транспорта, комнаты отдыха для автомобилистов, пункты питания на площади 4300 кв.м. К тому же для реализации проектов придорожного сервиса предусмотрены варианты государственной поддержки, позволяющие сократить инвестиционные издержки и, как следствие, срок окупаемости проекта.

По материалам Алтайского центра инвестиций и развития

2020 Правительство Алтайского края Министерство экономического развития Алтайского края. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна
Яндекс.Метрика