Экспертам АСИ

Уважаемые эксперты проектов
Агентства стратегических инициатив!

Данный раздел создан с целью оперативного информирования о проводимых в Алтайском крае мероприятиях, направленных на улучшение инвестиционного климата в регионе, содержит структурированную информацию об элементах Национального инвестиционного рейтинга.

Критерии качества:

1) Понятность содержания и применимости Инвестиционной карты.

Понятный и простой интерфейс с возможностью отфильтровать интересующие инициатора проекта показатели. Возможность использовать различные подложки карты (кадастровая карта, Яндекс карты, Гугл карты и прочее), а также изменять масштаб рассматриваемого объекта до 20 метров относительно местности.

2) Легкость поиска и доступа к Инвестиционной карте.

Карта легко и быстро отображается по первой ссылке в поисковике браузера после набора запроса «Инвестиционная карта Алтайского каря».

3) Понятность и удобство Инвестиционной карты как источника информации, необходимой для реализуемых или планируемых к реализации инвестиционных проектов.

На инвестиционной карте очень удобный и понятный интерфейс по отображению интересующей информации (площадки, проекты, инфраструктура и т.д.). Можно вбирать любые комбинации, которые интересуют соискателя, например, расположение площадок относительно газопровода, линий электропередачи (свободные мощности на центрах питания) и прочее. Имеется информация о полезных ископаемых, зонах покрытия мобильной и интернет связью.

4) Актуальность информации, размещенной на Инвестиционной карте субъекта.

Информация актуализируется ежеквартально и по мере поступления дополнительной информации о изменении данных.

5) Полезность Инвестиционной карты в процессе запуска и подготовки инвестиционного проекта к реализации на территории субъекта.

Карта удобна и полезна тем, что при проработке реализации проекта в разных регионах, без обращения в институты развития можно самостоятельно рассмотреть варианты размещения своего проекта с учетом преимуществ того или иного региона. Основными исходными данными для принятия решения являются наличие информации об инвестиционной площадке (месторасположения, ее параметры), места прохождения необходимой инфраструктуры относительно потенциального земельного участка.

Дополнительно проводится оценка наличия и качества реализации следующих разделов (слоев) Инвестиционной карты:

1) Сети водоснабжения

Имеется информация о ресурсоснабжающей организации с контактными данными и зонами влияния.

2) Сети водоотведения

Имеется информация о ресурсоснабжающей организации с контактными данными и зонами влияния.

3) Сети газоснабжения

В фильтре имеется раздел инфраструктура, в подразделе транспортная инфраструктура имеются пункты газопроводы (действующие и строящиеся), газораспределительные станции (действующие и строящиеся) они отображают их расположение на территории Алтайского края.

4) Сети электроснабжения

В фильтре имеется раздел инфраструктура, в подразделе энергетическая имеется пункт ЛЭП (с разбивкой линий 500 кВ, 220кВ, 110 кВ, 35 кВ и подстанции с указанием резервов мощностей), он отображает их расположение на территории Алтайского края.

5) Сети теплоснабжения

Имеется информация о ресурсоснабжающей организации с контактными данными и зонами влияния.

6) Сотовая связь

В фильтре имеется раздел инфраструктура, в подразделе зоны покрытия операторов сотовой связи, он отображает зоны покрытия интересующих инициатора операторов связи на территории Алтайского края.

7) Интернет

В фильтре имеется раздел инфраструктура, в подразделе зоны покрытия операторов сотовой связи можно выбрать нужный уровень интернета (от 2g до 4g), он отображает зоны покрытия интернета на территории Алтайского края.

8) Транспорт и дорожная сеть: объекты федерального/регионального/местного значения

В фильтре имеется раздел инфраструктура, в подразделе транспортная имеется вся необходимая информация с отображением на карте Алтайского края.

9) Инвестиционные площадки и преференциальные режимы

В фильтре имеется раздел инвестиционные площадки, где можно выбрать необходимые параметры и они отобразятся на карте Алтайского края, включая преференциальные режимы.

10) Вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО)

Информация вносится

11) Полезные ископаемые

В фильтре имеется раздел полезные ископаемые, где можно выбрать необходимые ископаемые и они отобразятся на карте Алтайского края.

12) Меры поддержки

В фильтре имеется раздел информационные слои, где можно выбрать пункт меры поддержки и на карте Алтайского края отобразятся места расположения институтов развития с контактными данными для обращения и подбора поддержки

Критерии эффективности:

1) Понимание сферы компетенций Инвестиционного комитета;

Инвестиционный комитет Алтайского края создан в соответствии с указом Губернатора Алтайского края от 25 сентября №  141 (в редакции от 28 апреля 2022 г. № 60)https://invest.alregn.ru/investoram-n/investitsionnyy-klimat/regionalnyy-investitsionnyy-standart-2-0/pol.pdf.

Основными функциями инвестиционного комитета являются:

1. рассмотрение вопросов, связанных:

с нарушением положений инвестиционной декларации Алтайского края;

с несоблюдением свода инвестиционных правил Алтайского края, разработанных в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;

с исполнением обязательств Алтайского края и инвестора;

2. сбор и обобщение разрешительной практики с привлечением деловых объединений и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае.

Заседания инвестиционного комитета организуются по предложению КАУ «Алтайский центр инвестиций и развития».

В целях оперативного сбора предложений и обращений представителей бизнес-сообщества о проведении заседаний инвестиционного комитета на инвестиционном портале Алтайского края создана форма для подачи обращений в инвестиционный комитет (https://invest.alregn.ru/investoram-n/investitsionnyy-klimat/regionalnyy-investitsionnyy-standart-2-0/obrashchenie-v-investitsionnyy-komitet/ ).

Кроме того, в соответствии в пунктом 4.12. вышеназванного указа, Алтайский центр инвестиций и развития не реже одного раза в два месяца осуществляет сбор предложений от инвестиционных уполномоченных в органах исполнительной власти Алтайского края и органах местного самоуправления по рассмотрению вопросов на заседаниях инвестиционного комитета.

До настоящего времени предложений о проведении заседаний комитета не поступало, что свидетельствует в том числе об эффективности взаимодействия власти и бизнеса в регионе, в рамках которого все возникающие вопросы и проблемы инвесторов решаются в оперативном порядке, без необходимости организации заседаний инвестиционного комитета.

2) Cкорость рассмотрения обращения в Комитет (проведение заседания с момента регистрации обращения в орган власти, обеспечивающий деятельность Инвестиционного комитета);

Заседания инвестиционного комитета организуются по предложению КАУ «Алтайский центр инвестиций и развития», которое осуществляет сбор поступивших обращений от инвесторов. В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 17.12.2013 №653 обработка поступивших обращений осуществляется Алтайским центром инвестиций и развития в течение 2 рабочих дней.

3) Скорость предоставления протокола заседания, на котором рассматривалось обращение в Комитет;

В соответствии с Регламентом Правительства Алтайского края, утвержденным постановлением Правительства Алтайского края от 30.01.2017 № 16, подготовка протоколов заседаний и перечня поручений Губернатора Алтайского края (являющегося председателем Инвестиционного комитета), осуществляется в течение пяти рабочих дней.

4) Оперативность выполнения всех необходимых мер, предусмотренных протоколом, для решения затруднительных ситуаций во внесудебном порядке с представителями власти / ресурсоснабжающими организациями / организациями естественных монополий;

В соответствии с п.108 Регламента Правительства Алтайского края, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 30.01.2017 № 16, решения и поручения подлежат исполнению в срок, установленный в решении или поручении. Согласно п. 105 Регламента, контроль своевременного исполнения решений и поручений осуществляется департаментом Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по документационному обеспечению.

5) Полнота реализации решения Комитета всеми ответственными сторонами и помощь инвестору в реализации инвестиционного проекта

Все решения, принятые по результатам заседаний коллегиальных органов под руководством Губернатора Алтайского края, являются обязательными и исполняются в полном объеме. В соответствии с п.107 Регламента Правительства Алтайского края, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 30.01.2017 № 16, решение или поручение считается исполненным и снимается с контроля только после фактического исполнения соответствующего поручения, документированного подтверждения его исполнения.

1) Удовлетворенность процессом сопровождения инвестора со стороны субъекта РФ при запуске инвестиционного проекта;

В Алтайском крае осуществляется всесторонние сопровождение инвесторов: от поиска подходящих инвестиционных площадок до ввода объекта в эксплуатацию, подключению его к инфраструктуре и подбора соответствующих мер поддержки.

Более 10 лет действует специализированное агентство по работе с инвесторами – КАУ «Алтайский центр инвестиций и развития». В соответствии с Регламентом сопровождения инвестиционных проектов на территории Алтайского края по принципу «одного окна», утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 17.12.2013 №653 (https://econom22.ru/investment/investoram/normativno-pravovye-akty/post_653_new.pdf). Алтайский центр инвестиций и развития является уполномоченным учреждением по сопровождению инвестиционных проектов в Алтайском крае. Указанным документом предусмотрен порядок взаимодействия, в соответствии с которым при обращении в учреждение происходит предварительный анализ резюме инвестиционного проекта, поиск площадки и дальнейшее сопровождение его реализации.

Кроме того, в каждом исполнительном органе Алтайского края и муниципальном районе, городском и муниципальном округе края назначен инвестиционный уполномоченный, в задачи которого входит содействие привлечению инвестиций и сопровождение инвесторов. Положение об инвестиционных уполномоченных и иных субъектах инвестиционной деятельности Алтайского края утверждено постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 г. № 696 (https://www.altairegion22.ru/territory/investic/klimat/postanovlenie-ot-30-11-2011-696.php ).

Также Инвестиционной декларацией Алтайского края, актуализированной Указом Губернатора Алтайского края от 12.04.2023 № 62 (https://invest.alregn.ru/investoram-n/investitsionnyy-klimat/ekspertnyy-sovet/ukaz.pdf ), утверждена инвестиционная команда региона, члены которой уполномочены на взаимодействие с инвесторами и сопровождение инвестиционных проектов.

2) В целом за последние 3 года условия для ведения бизнеса, а также открытия нового бизнеса улучшились;

За 2020 - 2022 гг. в экономику региона направлено свыше 392 млрд рублей инвестиций в основной капитал. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения увеличился на 137,2%, с 49,6 тыс. рублей в 2019 году до 68,1 тыс. рублей в 2022 году.

По итогам участия в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности 2022 года, Алтайский край вошел в 17-ую группу, показав рост на 26 позиций.

Согласно данным Национального рейтингового агентства за последние 3 года край улучшил свои позиции в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов и переместился из «умеренной» в «среднюю» группу инвестиционной привлекательности.

Продолжают работу две территорий опережающего развития в моногородах Заринске и Новоалтайске, в пул резидентов которых входит 18 компаний с общим объемом инвестиций 4,5 млрд. рублей, расширены меры региональной поддержки инвесторов, включая ежегодную докапитализацию Фонда развития Алтайского края, объем которого в настоящее время составляет 1,4 млрд. рублей.

Регион активно участвует в финансировании механизмов «инфраструктурного меню». В рамках указанного механизма на 2022-2024 годы предусмотрено более 12 млрд. рублей инфраструктурных бюджетных кредитов на финансирование 25 объектов и мероприятий по созданию инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов. Плановый объем внебюджетных инвестиций составляет 38,3 млрд. рублей, из которых уже освоено 15,3 млрд. рублей, введены в эксплуатацию 6 объектов дорожной и инженерно-коммунальной инфраструктуры на общую сумму 759 млн. рублей.

3) Последующие 3 года условия для ведения и открытия нового бизнеса в регионе будут улучшаться.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года, утвержденным распоряжением Правительства Алтайского края от18.04.2022 № 111-р, в ближайшие годы будет продолжена работа:

по содействию инфраструктурному развитию региона с использованием инструментов «инфраструктурного меню»;

по совершенствованию инструментов и механизмов региональной государственной поддержки инвестиционных проектов, созданию и обеспечению эффективного функционирования особой экономической зоны промышленно-производственного типа;

по практическому внедрению на региональном уровне нового механизма поддержки – заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений: В рамках которой будут решаться задачи, связанные с информированием, консультационной поддержкой субъектов инвестиционной деятельности, оказанием содействия в подготовке необходимых для заключения соглашений документов.

по расширению практики использования механизмов ГЧП, планируется заключение концессионных соглашений в новой для региона сфере – обращения с твердыми коммунальными отходами;

по повышению эффективности работы Фонда развития Алтайского края. Продолжится разработка новых востребованных бизнесом программ заемного финансирования и улучшение административных процессов предоставления займов. За 2023-2024 гг. планируется докапитализация Фонда на 404,0 млн. рублей.

1) Соблюдение регионом гарантий защиты от неблагоприятного изменения условий реализации инвестиционных проектов на территории региона;

Гарантии прав инвесторов закреплены в Федеральном законе от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», законе Алтайского края от 03.04.2014 № 21-ЗС «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае» (https://econom22.ru/investment/investoram/normativno-pravovye-akty/zakon_21_zs_03.02.2022.pdf) и Инвестиционной декларацией Алтайского края, актуализированной Указом Губернатора Алтайского края от 12.04.2023 № 62 (https://invest.alregn.ru/investoram-n/investitsionnyy-klimat/ekspertnyy-sovet/ukaz.pdf).

Согласно статье 16 указанного закона Алтайского края Статья 16. Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций на территории Алтайского края гарантируется стабильность прав инвесторов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

В соответствии с Инвестиционной декларацией Правительство Алтайского края гарантирует защиту инвестиций, а также прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе:

неухудшение условий реализации инвестиционных проектов;

обеспечение равных прав участников инвестиционного процесса и развитие конкуренции;

соблюдение алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре;

оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Алтайского края, в том числе связанных с нарушением процедур и сроков, установленных сводом инвестиционных правил, в досудебном порядке;

соблюдение сроков представления и согласования разрешительной документации;

общедоступность для инвесторов информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Алтайского края;

неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Алтайском крае;

Указанные положения Декларации неукоснительно соблюдаются, о чем свидетельствует в том числе отсутствие жалоб в Инвестиционный комитет Алтайского края.

2) Соблюдение субъектом соответствующих положений Декларации при прохождении процедур.

Прохождение инвесторами административных процедур регламентируется соответствующими алгоритмами, размещенными на Инвестиционном портале Алтайского края (https://invest.alregn.ru/investoram-n/investitsionnyy-klimat/regionalnyy-investitsionnyy-standart-2-0/.

При этом Инвестиционной декларацией Алтайского края гарантируется неукоснительное соблюдение указанных алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре и соблюдение сроков представления и согласования разрешительной документации.

В соответствии с указом Губернатора Алтайского края от 28.04.2022 № 60 при нарушении положений Инвестиционной декларации, в том числе связанных с прохождением процедур, инвестор может обратиться в Инвестиционный комитет Алтайского края. До настоящего времени жалоб и обращений инвесторов в Инвестиционный комитет не поступало.

Критерии эффективности:

1) Соблюдение спецорганизацией принципа «одного окна» в рамках содействия реализации инвестиционного проекта

В соответствии с Регламентом сопровождения инвестиционных проектов на территории Алтайского края по принципу «одного окна», утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 17.12.2013 №653 (https://econom22.ru/investment/investoram/normativno-pravovye-akty/post_653_new.pdf), КАУ «Алтайский центр инвестиций и развития» является уполномоченным учреждением по сопровождению инвестиционных проектов в Алтайском крае. Указанным документом предусмотрен порядок взаимодействия, в соответствии с которым при обращении в учреждение происходит предварительный анализ резюме инвестиционного проекта, поиск площадки и дальнейшее сопровождение его реализации.

2) Оперативность и удобство процесса взаимодействия со спецорганизацией (в том числе онлайн)

Обратиться за получением услуг и консультационной поддержки возможно как онлайн, посредством заполнения формы обратной связи на инвестиционном портале Алтайского края, так и направив сообщение на адрес электронной почты, позвонив по контактному номеру телефона, указанному на инвестиционном портале, а также лично

Существует несколько возможных каналов для подачи обращения в учреждение:

- инвестиционный портал Алтайского края (http://invest.alregn.ru/): заполнение формы обращения или обращение в чат;

- контактный номер телефона – (3852) 20-66-12, обратившись по которому можно оперативно получить консультацию (в т.ч. на английском и немецком языках) по мерам государственной поддержки или о наличии инвестиционных площадок в определенной территории региона;

- адрес электронной почты – kau_invest@mail.ru;

- личное обращение по адресу: г. Барнаул, пр-т Комсомольский 118, каб. 120;

- время реакции на обращение – не более 2 дней.

3) Наличие закрепленного ответственного лица (персональный менеджер), которое сопровождает инвестиционный проект на протяжении всего периода взаимодействия со спецорганизацией;

При подаче заявки в организации назначается ответственный за взаимодействие с инвестором сотрудник.

4) Получение консультаций по всем возникающим вопросам в ходе реализации проекта

Закрепленный за инвестором сотрудник в режиме «одного окна» уполномочен проконсультировать по всем интересующим вопросам, а также организовать взаимодействия с иными органами исполнительной власти региона, институтами развития, ресурсоснабжающими организациями.

5) Оказание помощи во взаимодействии инвесторов с финансовыми организациями

Для организации взаимодействия с финансирующими организациями учреждение оказывает консультации при выборе финансового партнера, а также услуги по написанию бизнес-плана, ТЭО, ФЭМ.

6) Подбор площадок для реализации инвестиционного проекта

В базе данных учреждения находится порядка 300 инвестиционных площадок на территории Алтайского края. Одной из услуг центра является подбор инвестиционных площадок.

7) Получение доступа к инфраструктуре (подключение к сетям электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и т.д.);

Учреждение оказывает содействие в получении технических условий при технологическом присоединении к инженерной инфраструктуре, в соответствии с соглашениями, заключенными между учредителем центра – Минэкономразвития Алтайского края и ресурсоснабжающими организациями Алтайского края.

Критерии эффективности:

1)    публичность и открытость заседаний Совета;

Заседания Экспертного Совета по улучшению инвестиционного климата в Алтайском крае проводятся в открытом формате, протоколы заседаний размещаются на инвестиционном портале в разделе «Инвесторам» (https://invest.alregn.ru/investoram-n/investitsionnyy-klimat/ekspertnyy-sovet/). В 2020-2022 годах в связи с действующими ковидными ограничениями проводились в заочном формате, в связи с чем все члены экспертного совета получали информацию к заседанию в электронном виде, а также имели возможность голосовать в заочном формате (посредством заполнения электронных форм голосования).

Вся информация об Экспертном совете размещается в открытом доступе на инвестиционном портале Алтайского края, в разделе «Инвесторам/Экспертный совет» (https://invest.alregn.ru/investoram-n/investitsionnyy-klimat/ekspertnyy-sovet/ )

2) наличие у предпринимателей возможности выдвижения собственных инициатив по улучшению инвестиционного климата;

При формировании плана заседаний Совета соответствующий запрос направляется всем членам Экспертного Совета, мнение которых учитывается при составлении итогового плана заседания Экспертного Совета. (Пункт 4.6. Указа Губернатора Алтайского края от 25 сентября 2014 г., №141).

Кроме того, на инвестиционном портале Алтайского края в разделе «Инвесторам» размещена «кнопка», позволяющая задать вопрос Совету по улучшению инвестиционного климата.

Согласно Положению об Экспертном совете по улучшению инвестиционного климата, утверждённому указом Губернатора Алтайского края от 25.09.2014 № 141 (https://invest.alregn.ru/investoram-n/investitsionnyy-klimat/ekspertnyy-sovet/es.pdf ), в подготовке заседаний и работе Совета могут принимать участие не только члены Совета, но и руководители иных организаций, специалисты, эксперты, предприниматели и иные лица, заинтересованные в решении задач, входящих в компетенцию Совета.

3) рассмотрение Советом инициатив, выдвинутых предпринимателями.

При формировании плана заседаний Совета на очередной год Министерством экономического развития Алтайского края направляются соответствующие запросы всем членам экспертного совета по улучшению инвестиционного климата с просьбой представить предложения для включения в план.

В соответствии с пунктом 4.2. Указа Губернатора Алтайского края от 25 сентября 2014 г., №141, все предложения, внесённые в виде предварительных проектов документов или концепций этих документов с материалами, обосновывающими необходимость их принятия, подлежат рассмотрению в обязательном порядке.

Критерии качества нормативно-правовых актов (НПА):

1) НПА устанавливают формализованный порядок обращения инвесторов за защитой и помощью.

2) в НПА установлены применяющиеся в регионе формы налоговой и финансовой поддержки.

3) в НПА установлены четкие критерии и процедуры для получения налоговой и финансовой поддержки.

4) содержащиеся в законодательстве нормы защиты и поддержки работают.

 

В Алтайском крае сформирован комплекс региональных нормативных правовых актов о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности:

Закон Алтайского края от 03.04.2014 № 21-ЗС «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае»;

Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 48-ЗС «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Алтайском крае»;

Инвестиционная декларация Алтайского края;

Закон Алтайского края от 11.08.2016 № 63-ЗС «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в собственности Алтайского края, муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и расположенного на территории Алтайского края, в аренду без проведения торгов»;

Закон Алтайского края от 26.12.2017 № 107-ЗС «Об установлении налоговых льгот для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Алтайского края»;

Постановление Администрации Алтайского края от 15.06.2011 № 321 «О создании краевого автономного учреждения «Алтайский центр государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций»;

Постановление Администрации Алтайского края от 30.11.2011 № 696 «Об инвестиционных уполномоченных и иных субъектах инвестиционной деятельности Алтайского края, а также об организации их взаимодействия»;

Постановление Администрации Алтайского края от 17.12.2013 № 653 «Об утверждении регламента сопровождения инвестиционных проектов на территории Алтайского края по принципу «одного окна»;

Постановление Администрации Алтайского края от 06.10.2016 № 333 «Об утверждении порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных объектов критериям, установленным законом Алтайского края, в целях предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов»;

Постановление Правительства Алтайского края от 19.12.2019 № 460 «О Фонде развития Алтайского края»;

Постановление Правительства Алтайского края от 28.06.2018 № 237 «О порядке передачи в залог имущества казны Алтайского края, в том числе акций (долей) хозяйственных обществ, для обеспечения обязательств организаций и индивидуальных предпринимателей перед третьими лицами при осуществлении инвестиционной деятельности»;

Постановление Правительства Алтайского края от 27.05.2020 № 245 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Алтайского края»;

Указ Губернатора Алтайского края от 25.09.2014 № 141
«Об экспертном совете по улучшению инвестиционного климата в Алтайском крае» и др.

Указанные нормативные правовые акты Алтайского края о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности размещены:

на сайте Правительства Алтайского края в разделе «Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае»:

https://www.altairegion22.ru/territory/investic/klimat/;

на сайте Минэкономразвития Алтайского края в разделе «Инвестиции»:

http://econom22.ru/investment/;

на сайте инвестиционного портала Алтайского края в разделе «Инвесторам» создан раздел посвящённый внедрению Регионального инвестиционного стандарта и отдельным его элементам:

https://invest.alregn.ru/investoram-n/investitsionnyy-klimat/regionalnyy-investitsionnyy-standart-2-0/.

Кроме того, информация о мерах стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае размещена на сайте Минэкономразвития Алтайского края (Главная/Инвесторам/Государственная поддержка инвестиционной деятельности/Краевая государственная поддержка инвестиционной деятельности).

Информацию о едином реестре субъектов малого и среднего бизнеса-получателей поддержки можно найти на сайте: https://rmsp-pp.nalog.ru/.

 

В целях совершенствования системы мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в 2022, 2023 годах внесены изменения в следующие нормативно-правовые акты:

Закон Алтайского края от 03.04.2014 № 21-ЗС «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае» (внесены изменения 05.05.2021, 01.12.2021, 02.12.2022);

Указ Губернатора Алтайского края от 12.04.2023 № 62 «О внесении изменений в указы Губернатора Алтайского края от 25.09.2014 № 141, от 10.06.2022 № 89;

Постановление Правительства Алтайского края от 27.05.2020 № 245
«О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Алтайского края» (внесены изменения 19.05.2021, 20.07.2021, 22.04.2022), в рамках которого в 2022 году оказана поддержка 57 предприятиям на общую сумму более 260 млн. рублей;

Постановление Правительства Алтайского края от 21.08.2020 № 360 «Об утверждении Правил предоставления субсидий Фонду развития Алтайского края в рамках индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2020-2024 годы в целях содействия реализации инвестиционных проектов в сфере промышленности» (внесены изменения 11.08.2021, 12.08.2022);

Постановление Правительства Алтайского края от 16.12.2020 № 537 «Об утверждении Правил предоставления субсидий за счет средств краевого бюджета Фонду развития Алтайского края» (внесены изменения 11.08.2021, 12.08.2022);

Постановление Правительства Алтайского края от 28.06.2018 № 237
«О порядке передачи в залог имущества казны Алтайского края, в том числе акций (долей) хозяйственных обществ, для обеспечения обязательств организаций и индивидуальных предпринимателей перед третьими лицами при осуществлении инвестиционной деятельности» (внесены изменения 20.04.2021);

Указ Губернатора Алтайского края от 02.10.2014 № 147 «О краевой инвестиционной комиссии» (внесены изменения 26.11.2021);

Приказ Министерства экономического развития Алтайского края от 28.05.2020 № 11 «Об утверждении форм документов» (внесены изменения 01.06.2021);

приказ Министерства экономического развития Алтайского края от 01.06.2018 № 8 «О Порядке рассмотрения заявок юридических лиц на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Алтайского края» (внесены изменения 16.03.2021).

Принято постановление Правительства Алтайского края от 15.12.2021 № 461 «Об утверждении детализированного перечня мероприятий, реализуемых в рамках инфраструктурных проектов Алтайского края, отобранных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1189» (внесены изменения 20.12.2022).

Особый режим предпринимательской деятельности действует на территориях опережающего социально-экономического развития в границах моногородов Новоалтайска и Заринска: льготная ставка по налогу на прибыль (5% в течение 5 лет), на 5 лет обнулена ставка по земельному налогу и налогу на имущество организаций.

Реализованы мероприятия по совершенствованию деятельности Фонда развития Алтайского края. Приняты документы Фонда, которые существенно расширяют линейку программ льготного заемного финансирования для промышленных предприятий региона. В настоящее время Фонд реализует 7 программ:

«Старт производства»;

«Поддержка экспортеров»;

«Алтайские продукты»;

«Надежный партнер»;

«Цифровизация промышленности»;

«Приоритет»

«Форс-мажор».

Инвестиционный портал Алтайского края - интернет-ресурс, созданный для представления инвестиционных возможностей региона.

На Инвестиционном портале Алтайского края размещены:

1) Наличие инвестиционного раздела из стратегии социально-экономического развития субъекта РФ (актуального на дату проведения оценки);

2) Регламент взаимодействия инвесторов с должностными лицами и органами органов исполнительной власти субъекта РФ, и местного самоуправления, институтов развития и других организаций в режиме «одного окна», в т. ч. актуальность, наличие схемы взаимодействия и сроков выполнения действий на каждом этапе;

3) Меры поддержки инвестиций и инвестиционных проектов с указанием размера финансирования (для финансовых мер);

4) Линия прямых обращений и линия обращений для получения мер поддержки инвесторов и инвестиционных проектов, в т.ч. описания последовательности действий (пошаговая инструкция или инфографика);

5) Наличие актуальной информации о планируемых и реализуемых на территории соответствующего региона инвестиционных проектах (по состоянию на конец предыдущего года);

6) Соответствие представленной на Интернет-портале информации на русскоманглийском, немецком и китайском языках;

7) Инвестиционная карта с актуальной информацией о доступной инфраструктуре для размещения производственных и иных объектов инвесторов (государственные и частные: промышленные площадки, промышленные парки, технологические парки, бизнес-инкубаторы, центры кластерного развития), объектах необходимой транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры региона;

8) Удобство пользования интернет-порталом, в том числе с использованием смартфонов, мобильных телефонов, планшетов;

9) Актуальность новостного раздела инвестиционного портала;

10) Возможность электронного формата взаимодействия с инвесторами (в т.ч. наличие личного кабинета инвестора, электронных сервисов для инвесторов и т.д.).

 


В Алтайском крае продолжается работа по развитию института оценки регулирующего воздействия (ОРВ), позволяющего выявить в проектах документов положения, которые вводят необоснованные барьеры для предпринимательской деятельности, ограничивают конкуренцию или иным способом мешают ведению бизнеса, установить баланс интересов бизнеса и власти.

Для размещения информации о работе института оценки регулирующего воздействия в Алтайском крае на Официальном сайте Правительства региона создан специализированный раздел «Оценка регулирующего воздействия», на площадке которого организованы публичные консультации.

Публичные консультации проводятся с целью открытого обсуждения со всеми заинтересованными лицами проектов документов, получения дополнительной информации о существующей проблеме, способах ее решения, группах заинтересованных лиц, издержках и выгодах предпринимателей. Орган-разработчик рассматривает полученные предложения и замечания и в обязательном порядке составляет сводку предложений, в которой отражает позицию по учету каждого поступившего предложения или причины отклонения от него.

За 2021 год органами исполнительной и законодательной власти Алтайского края совместно с уполномоченным органом (Министерство экономического развития Алтайского края) проведена оценка регулирующего воздействия по 87 проектам нормативных правовых актов в сферах инвестиционного развития, охраны объектов культурного наследия, контрольно-надзорной деятельности, туризма, торговли, транспорта, промышленности, земельных отношений, сохранения природных комплексов, установления ограничений продажи алкогольной продукции, тонизирующих напитков, товаров, содержащих сжиженный углеводородный газ, поддержки сельхозтоваропроизводителей и других.

В 2021 году внесены изменения в постановление Администрации Алтайского края от 30.07.2015 № 312 «Об организации работы по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Алтайского края и экспертизе нормативных правовых актов Алтайского края» (постановление Правительства Алтайского края от 27.12.2021 № 487) в соответствии с изменениями федерального законодательства.

Взаимодействие с предпринимательским сообществом осуществляется в рамках Соглашения между Администрацией Алтайского края, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Алтайском крае и организациями, представляющими интересы предпринимательского сообщества (Алтайская Торгово-промышленная палата, Объединение работодателей Алтайского края «Союз промышленников», Алтайское краевое региональное отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Алтайское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», а также Общероссийский народный фронт в Алтайском крае и НП «Алтайский союз предпринимателей» и АКОО «Наше дело»). При проведении публичных консультаций в рамках оценки регулирующего воздействия информируются все участники Соглашения, а также представители других предпринимательских объединений.

По итогам 2021 года Алтайский край занимает место в группе регионов со «средним уровнем» качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы нормативных правовых актов. Рейтинг качества проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации формируется Минэкономразвития России ежегодно.

В рейтинге учитываются такие показатели, как механизм проведения оценки регулирующего воздействия, методическое и организационное сопровождение, оценка регулирующего воздействия в органах местного самоуправления, а также независимая оценка представителей бизнес-сообщества.

Достичь указанных результатов в рейтинге позволила постоянная работа по совершенствованию процедуры проведения оценки регулирующего воздействия и тесное взаимодействие с предпринимательским сообществом региона. Результаты рейтинга размещены на официальном информационном ресурсе об оценке регулирующего воздействия Министерства экономического развития Российской Федерации в сети Интернет: http://orv.gov.ru/Content/Item?n=37352.

Критерии эффективности:

1) публичность и открытость заседаний экспертного совета;

2) наличие у предпринимателей возможности выдвижения собственных инициатив;

3) рассмотрение экспертным советом инициатив, выдвинутых предпринимателями.

Региональный экспертный совет по улучшению инвестиционного климата возглавляет Губернатор Алтайского края Томенко В.П., заместителем председателя совета от бизнеса является генеральный директор АО «Алтайкрайэнерго» Приб С.Н., более половины членов совета составляют представители предпринимательского сообщества, а также руководители деловых объединений: «Союз промышленников» (Герман В.А.), «Опора России» (Госьков Е.С.), «Деловая Россия» (Матвейко Ю.В.), «Алтайская ТПП» (Чесноков Б.А.), «Алтайский союз предпринимателей» (Фриц Ю.А.) и др.

Информация о деятельности совета публикуется на инвестиционном портале Алтайского края:

https://invest.alregn.ru/investoram-n/investitsionnyy-klimat/ekspertnyy-sovet/.

В 2021 году состоялось 4 заседания экспертного совета, проведенных с учетом эпидемиологической обстановки в заочной форме. В рамках заседаний был рассмотрен ряд актуальных вопросов совершенствования региональной инвестиционной политики: развитие конкуренции, реализация инвестиционных мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития региона, анализ инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве, новые возможности инвестиционного кредитования, результаты Национального инвестиционного рейтинга, перспективы развития МФЦ, развитие территорий с особыми условиями (ТОСЭР, ОЭЗ ТРТ, технопарки), акселерация инвестиционных профилей муниципальных образований, развитие Барнаульской агломерации, кадровое обеспечение экономики и др.

В 2022 году создан новый раздел «Задать вопрос экспертному совету». Ежегодно с учетом предложений членов экспертного совета формируется план заседаний коллегиального органа. План на 2022 год подготовлен, находится в стадии согласования, по окончании которого будет направлен на подписание Губернатору края В.П. Томенко

Критерии эффективности:

1) общедоступность механизма обратной и прямой связи;

2) удобство механизма обратной и прямой связи;

3) оперативность реагирования руководства субъекта на замечания/предложения в формате поручений ответственным должностным лицам;

4) итоговая степень решения вопроса;

5) удовлетворенность результатом общения.

Ключевыми каналами связи инвесторов и руководства Алтайского края являются:

Инвестиционный портал Алтайского края

- размещены контакты руководства Минэкономразвития Алтайского края, КАУ «Алтайский центр развития и инвестиций»;

- функционирует раздел «Свяжитесь с нами» - заявки поступают администратору портала, регистрируются и направляются на исполнение.
На портале размещен Порядок работы с инвесторами, определяющий последовательность процедур при рассмотрении обращений инвесторов

Официальный сайт Правительства Алтайского края

- в органах исполнительной власти Алтайского края определены инвестиционные уполномоченные, к компетенции которых отнесено сопровождение и содействие инвесторам в реализации проектов и бизнес-идей в соответствующей сфере деятельности. Список инвестиционных уполномоченных  размещен в разделе «Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае», также на сайте Минэкономразвития Алтайского края в разделе «Инвесторам»;

Справочно:

В 2021 году в рамках обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Алтайского края и бизнеса по принципу «одного окна» в соответствии с регламентом, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 17.12.2013 № 653, КАУ «Алтайский центр развития и инвестиций» оказано содействие в реализации инвестиционных проектов 44 инициаторам, а именно:

в подборе вариантов государственной поддержки – 30 инициаторам;

подборе инвестиционной площадки – 18 инициаторам;

иные формы содействия, способствующие реализации инвестиционных проектов – 8 инициаторам.